Профессиональная деятельность социального педагога
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Цель деятельности социального педагога:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве. По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Основные направления работы социального педагога
1. Обеспечение прав детей в ОУ.
2. Психолого-педагогические условия совершенствования адаптации учащихся в ОУ.
3. Сотрудничество с Центром психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) Центрального Административного района СПб по формированию условий для оптимального развития и обучения школьников.
4. Организация деятельности по оказанию помощи подросткам в самовоспитании.
5. Развитие межличностных отношений в детской группе.
6. Социально-психологическая деятельность по профилактике правонарушений в ОУ. Совместная работа со школьным инспектором милиции, и Комиссией по делам несовершеннолетних Центрального района СПб.
7. Социально-психологическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. Совместная работа с отделами опеки и попечительства Муниципальных советов.
8. Социально-психологические проблемы современной семьи.
9. Социально-психологические аспекты работы с подростками «группы риска». А так же с родителями и с педагогами по проблемам «трудных» детей.
10. Правовое просвещение родителей.
11. Профилактика девиантного поведения.
12. Профилактика употребления психо-активных веществ (ПАВ).Профилактика инфекционных заболеваний, гепатита, СПИДа и ВИЧ инфекции. Участие в профилактической программе «Соревнования классов свободных от курения»
13. Работа с подростками по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии в процессе социализации.
14. Изучение причин возникновения конфликтов и помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Основные направления работы педагога-психолога
Основные направления работы педагога-психолога с учащимися – оказание им помощи в
адаптации на переходных этапах школьного обучения в 1-х, 4-х, 5-х и 9-х классах путем
выявления существующих проблем и содействия личностному и интеллектуальному развитию
учащихся, формирование способности к самоопределению и саморазвитию в процессе проведения
развивающих занятий, консультаций и практикумов. Основные направления работы педагога-психолога
с педагогами и родителями – повышение психолого-педагогической компетентности взрослых
участников образовательного процесса, расширение их психологических знаний, способствующих
эффективному взаимодействию с детьми и умению контролировать воспитательные ситуации
с учащимися, путем информирования педагогического коллектива и родителей о психологическом
развитии учащихся, проведения психологической экспертизы педагогического и родительского
взаимодействия.
Педагог-психолог проводит также индивидуальные консультации по запросу
участников образовательного процесса (учащихся, их родителей и педагогов) с целью
уточнения заявленных проблем, определения путей их решения, получения ими необходимой
информации.
Социально-психологическая поддержка ребёнка
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Председатель Комитета: Ржаненков Александр Николаевич
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д.6
Телефон: 576-2461
Факс: 576-2460
E-mail: ksp@gov.spb.ru
Управление социальной защиты материнства и детства, семейной и демографической политики
Начальник управления: Звонцова Екатерина Михайловна
Телефон: 576-2491, 576-236.
Управление по опеке и попечительству
Начальник управления: Сухачева Надежда Геннадьевна
Телефон: 576-2487
Информационно-справочная телефонная служба социальной защиты населения (ИСТС СЗН)
Телефон: 334-4144
Режим работы: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 8.30 до 17.20, в пятницу с 8.30 до 16.00.
Оперативное получение гражданами информации по вопросам, относящимся к компетенции Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья»
Региональный центр «Семья» находится в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, осуществляющего координацию и регулирование деятельности Учреждения.
Цели деятельности учреждения:
· реализация государственной семейной политики;
· оказание информационно-методической поддержки органов социальной защиты населения и учреждений в сфере социального обслуживания семей и детей;
· оказание экспертно-консультативных услуг в сфере семейно-брачных отношений и профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Адрес: Московский пр., дом 104, литера А, Санкт-Петербург, 196084
Телефон/факс: (812) 387-4211 - дежурный, круглосуточно
e-mail: semja95@mail.ru
сайт http://www.homekid.ru/family/index.html
Директор - Лапан Виктор Борисович, тел. 387-5292
Заместитель директора - Мартов Александр Викторович, тел. 387-4901
Заместитель директора по организации учебно-методической работы - Казакова Марина Борисовна, тел. 387-4211
СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района»
Адрес: ул. Жуковского, 59
Телефон: 717-5021, 274-2238
E-mail: myagkova@tucntr.spb.ru
Директор: Парганаева Наталья Яковлевна
Прием граждан: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00, пятница с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Центрального района
Ответственный секретарь: Шадрина Резеда Геннадьевна,
Телефон: 274-2350
Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бездомности
Ответственный секретарь: Родионов Владимир Васильевич
Телефон: 717-2960
Комиссия по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи
Ответственный секретарь: Апостолова Татьяна Борисовна
Телефон: 717-3191
Отдел социальной защиты населения Центрального района
Невский пр., 174
Калачева Любовь Николаевна, начальник, Телефон: 274-2705
Галахов Андрей Петрович, зам. начальника, Телефон: 274-9102
Шемчук Ольга Николаевна, зам. начальника, Телефон: 717-4788
Сектор социальной защиты семьи и детства
Бережкова Татьяна Анатольевна, Телефон: 717-4725
Отдел молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями
Герун Юрий Владимирович, Телефон: 274-8714
Районное управление внутренних дел Отдел по делам несовершеннолетних
ул. Чехова, 15;
Телефон: 272-8768
Начальник Горбунова Ирина Владимировна
Учреждение медико-социального обслуживания семей и детей ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр «Развитие»
Адрес: Очаковская ул., 2а
Сайт: http://razvitie.edusite.ru/
Запись на прием по телефону (812) 271 69 77
Прием граждан: понедельник-пятница с 10.00 до 19.00
Директор: Наливайко Елена Юрьевна Телефон: 271-60-68, прием 1, 3, 5 вторник 10.00-13.00, 2, 4 четверг 15.00-18.00.
Кабинет здорового образа жизни
Адрес: Лиговский проспект, дом 21Б.
Телефон: (812) 272 44 62
Специалисты: психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед.
Консультирование, диагностика, тренинги, коррекционные группы.
Наркологический диспансер Центрального района
наб. Обводного канала, 13, каб. 33
Заведующий: Назарова Тамара Кимовна; тел. 274-1372
Специалисты: психиатр-нарколог.
Услуги для состоящих на учете - бесплатно, анонимно - платно. Подростки (до 18 лет) - бесплатно, анонимно.
СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Военно-патриотический центр «Дзержинец»
Адрес: Шпалерная ул., 15/17
Соколов Константин Борисович; тел. 273-7148, 273-4776
Ценр осуществляет деятельность по профилактике безнадзорности и военно-патриотическому воспитанию подростков и молодежи. Занятия в Центре и филиалах проходят по различным видам специализаций, в том числе: «Парашютный спорт», «Единоборства», «Спелеотуризм», «Подводное плавание» и «Водный туризм».
Кроме того, проводятся мероприятия по формированию у подростков и молодежи готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества, ведению здорового образа жизни, навыков и умений, необходимых для выполнения обязанностей военной службы.